ТАК
ВРЕДИТ ИЛИ НЕТ?
Ученые
изучают воздействие кофе на здоровье уже много лет. И вот последняя
сенсация. Многие ученые считают, что научные исследования приносят
мало убедительных доказательств того, что кофе или кофеин в умеренных
количествах представляют серьезную или даже незначительную угрозу
для здоровья. |
 |
Для
рядового здорового человека, пожалуй, самый серьезный довод против кофеина
состоит в том, что к нему быстро привыкаешь. Его отсутствие в рационе
в течение 12-24 часов может привести к головным болям, усталости, подавленному
настроению и невозможности сосредоточиться. В то время как кофе в умеренных
дозах, обычно определяемых как две-четыре чашки в день, здоровью не вредит,
увеличение дозы, согласно некоторым исследованиям, способствует истончению
костей у женщин. У мужчин с легкой формой гипертонии, как показывают исследования,
после всего двух-трех чашек кофе значительно повышается давление.
Известный
в химии как 1,3,7-триметилксантин, кофеин представляет собой разновидность
метилксантиновых соединений, содержащихся в более чем 60 растительных
продуктах, в том числе чайных листьях, зернах какао и кофе.
Подобно
амфетаминам, хотя и в меньшей степени, кофеин стимулирует работу симпатической
нервной системы, благодаря чему люди чувствуют себя бодрее и меньше устают.
Воздействие кофеина на кровеносные сосуды часто оказывается полезным с
медицинской точки зрения: он расширяет наполняющие сердце артерии, усиливая
кровообращение; а вот артерии головного мозга сокращает, облегчая головные
боли. Кроме того в недавнем исследовании дра Винсента Тубиоло из Медицинского
центра Харбор в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе выдвинуто
предположение, что 400 мг кофеина в день могут помочь справиться с симптомами
аллергии.
Однако
кофеин - это лишь одно из 500 химических веществ, входящих в состав кофе.
Недавно было доказано, что кофеин не имеет отношения по крайней мере к
одному из считающихся пагубными последствий употребления кофе - высокому
уровню холестерина в крови. Этому, по мнению ученых, способствуют не кофеин,
а масла, содержащиеся в кофейных зернах. Масла же не представляют проблемы,
если кофе заваривается через бумажный фильтр, который их задерживает.
Воздействие кофе на здоровье выяснить довольно сложно из-за того что любители
этого напитка - это совершенно особая порода людей, которые отличаются
от тех, кто пьет нечто другое. Доктор Джеймс Миллс, специалист по осложненным
беременностям, изучавший кофеин в Национальном институте детского здоровья
и развития человека в Бетесде, штат Мэриленд, заметил, что те, кто пьет
кофе в больших количествах, - это, скорее всего, люди “одержимые, перегруженные
работой и вообще не самые здоровые”. Многие исследования подтверждают,
что неумеренное потребление кофе сопровождается такими привычками, как,
например, курение, которые связаны с серьезными заболеваниями. Вот что
мы знаем о кофе и о том, как он сказывается на здоровье.
СЕРДЕЧНЫЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ.
Проведенное
в 80-х годах исследование показало, что сердечные заболевания могут грозить
мужчинам, которые пьют по пять и более чашек кофе в день. Однако, согласно
результатам более раннего исследования, женщины, ежедневно выпивавшие
до пяти чашек кофе, не подвергались дополнительному риску сердечных заболеваний,
хотя у них и наблюдались закупорка артерий и сердечная аритмия. Среди
тех, кто пил шесть и более чашек кофе, увеличения риска инфаркта замечено
не было.
У
бескофеинового кофе есть свои страстные приверженцы, которые не признают
стимулирующего эффекта кофеина, но обожают вкус кофе и считают его неотъемлемым
атрибутом светской жизни. Однако, судя по некоторым исследованиям, содержание
холестерина в крови у тех, кто перешел на бескофеиновый кофе, не снизилось.
РАК
В
1981 году любителей кофе привели в смятение результаты исследования гарвардских
ученых, проследивших связь между кофе и раком поджелудочной железы...
Сергей
КОВИЧ |